С таким-то настроением я и отправилась в отдел антропологии Института этнологии и антропологии РАН.
Этот отдел находится в подвальном помещении обыкновенного жилого дома недалеко от станции «Академическая». Заходишь, и сразу на тебя смотрят многочисленные бюсты людей -- это реконструкции, выполненные рукой знаменитого советского антрополога Герасимова. На застекленных стеллажах аккуратными рядами лежат различной формы носы, глаза, скулы -- нормальный рабочий инструмент антрополога. А человека, который меня встречает, зовут Сергей Владимирович Васильев. Он доктор исторических наук и занимается антропологической реконструкцией. Он пообещал определить мой антропологический тип, раз и навсегда прекратив вышеописанные мучения.
Но сначала занялся разрушением некоторых мифов, которые, по его мнению, мешают сегодня общественности адекватно воспринимать такие слова, как «нация», «племя» или «раса». «Только я вас прошу, -- предупредил Васильев, -- никакой политики!»
-- Ясность, конечно, давно пора внести, -- говорит Васильев. -- Я помню, в 1996 году была такая журналистка Татьяна Комарова, которая вела программу «Время». И вот на Васильевском спуске автобус с туристами-корейцами захватывает террорист. Когда спецслужбы его уничтожили, Татьяна заявляет на всю страну: «В результате вскрытия было определено, что террорист принадлежал к славянской расе». Представляете? Но ведь нет такой расы -- славянской, также, как арийской и германской. Есть национальности -- русский или кореец. Ее, конечно, можно установить. Но зачем для этого вскрывать индивида?..
Вообще мало кто знает и хочет знать, что этническая самоидентификация -- чисто психологическая вещь. Кем вы себя ощущаете, тем и являетесь. Даже если вы дитя смешанного брака, на определенном этапе вашего взросления вы должны как-то себя идентифицировать. Ведь этнос -- это единство языка, психики, культуры и самосознания. А если взять что-то одно -- никакого этноса не получится.
-- Вот приехали евреи в Израиль -- и считаются там русскими, ностальгией мучаются, водку пьют, «Очи черные» поют. И сами не знают -- русские они или евреи.
-- Да, это как раз это самое... Или вот -- вы можете хорошо знать культуру чукчей, но от этого чукчей все равно не станете.
Мое национальное самосознание раздвоилось и расчетверилось, и я уже совершенно не понимала, кто я -- чистокровная русачка или правда мордва полоротая? Есть во мне тюркская или еврейская кровь или нет? Мне было неуютно в этом мире сложившихся национальных автономий, тянуло к чему-то общинному. Такие вот захлестнули меня первобытные инстинкты. Не помогали даже дружеские увещевания нашего редакционного космополита Никонова А.П.: «Да не все ли вам равно, Майя Владимировна, какой вы национальности? Что за дикость такая средневековая?» Нет, не все было равно. Тем более что подруга детства вдруг в одночасье стала иудейкой, однокашник оказался татарином, а еще один знакомый -- мордвином. Одна только я не знала, кто я. «Но для чего на свете существует наука? -- убеждала я себя. -- Не для того ли, чтобы давать четкие, взвешенные ответы на наивные вопросы невежественных масс?»
Я вот смотрю материалы переписи -- даже многие исконно русские называют себя уже казаками. «Ваша национальность?» -- «Казак!» Казаки хотят себя сегодня выделить в отдельную этническую группу. Зачем? Ну, наверное... в общем, я не знаю. Или, например, русские, живущие на побережье Белого моря, традиционно называли себя поморами. А сегодня заявляют: «Мы поморы, мы не русские». А все почему? Потому что невыгодно сейчас быть русским. Почему невыгодно -- это меня не касается, это уже политика. Я же вас просил. Почему вы все время в эту тему съезжаете?
-- Потому что все кругом кем-то стали, -- призналась я. -- Кто мордвином, кто татарином, кто евреем. И говорят, что русских нет. А кем мне быть тогда?
-- Будьте тем, кем ваша душа подскажет, -- как бог, ответил мне Васильев. -- А потом, разве плохо быть русской? -- как будто стесняясь, осторожно спросил он.
Тут во мне разом вскипели все прошлые обиды. Я рассказала ему и про всклокоченного чудака из Одессы, и про потомка Чингисхана, и про геополитику...
-- Ерунда это все, -- сказал он, выслушав меня внимательно. -- Ненаучно, от невежества. Почему вы так считаете, что в мордве там или в поморах есть что-то особенное, а в вас этого особенного нет? Особенности -- в вашем сознании.
Ведь, например, «лиц кавказской национальности» тоже нет в природе. Сейчас уже, заметьте, появилось «лицо арабской национальности». Ну что это за формулировка такая? Араб он и есть араб. Или -- «женщина мусульманской внешности»... Ладно милиционеры. Но почему СМИ ее сегодня вовсю тиражируют? Образованные же люди.
Кавказская внешность сегодня определяется культурой -- наденьте широкие штаны и пиджак, отпустите бороду, надвиньте на глаза лыжную шапочку -- и при наличии более-менее темных волос вы уже «кавказец».
-- Получается, милиционеры дискриминируют по культурному признаку, точно так же, как простого провинциала из Тамбова. И никакой расизм тут ни при чем.
-- Получается так... Только я вас поправлю -- не дискриминируют, а задерживают, -- сказал осторожный ученый. -- Я же вас просил.
-- У меня есть знакомый, он профессиональный шаман. Однажды я его спросила -- как это он, русский, вдруг стал шаманом? А он мне так гордо и даже надменно отвечает: а я, дорогая, никакой не русский, я лопарь.
-- Маленький? Коротконогий? Кожа светлая? Нос сверху узкий, а книзу картошкой? -- ловко определяет Сергей Владимирович. -- Да, похоже на лопаря. Финны их еще саамами называли. Самое коренное население современной Финляндии. Потом туда пришли древние финны и смешались с ними -- получились финны современные.
-- Опять что-то не сходится, Сергей Владимирович. Выходит, что лопарь русским может быть, а русский лопарем -- нет.
-- Почему? Русский тоже может быть лопарем или евреем, -- утешает Васильев. -- По самосознанию. Вообще, я вам скажу, формирование развитой нации и культуры уничтожает племена, это процесс неизбежный. На нашей территории тоже в свое время много кто жил -- вятичи, кривичи... А где они теперь? Или вот возьмите британцев. В их истории поучаствовали германские племена скотты и бритты, кельтские саксы, потом еще норманны, викинги, датчане. А получилась в итоге единая нация -- англичане. Они бывают высокие и белые, бывают маленькие и темные, но одна нация все равно. Потому что говорят на английском, имеют специфическую культуру, психологию и самосознание. Но так стало недавно -- в XIII веке только. До этого же там был полный разброд и шатание -- кем только они себя ни называли...
-- А на самом деле разброд и шатание были в политике корол... -- хотела спросить я и заткнулась, опять увидев укоризненный взгляд Васильева -- он же меня просил.
-- Лопари просто так и остались на племенном уровне, -- продолжал он, -- не доросли до нации. А русские -- доросли. Вот в чем секрет, что лопарем и русским быть можно, а русским и лопарем -- вроде как нельзя.
..........
http://www.ogoniok.com/archive/2002/4774/46-25-27/